
В городах настоящий бум — тысячи людей встали на электросамокаты, собственные и прокатные. Популярность этого нового вида транспорта подхлестнула и число травм. Именно поэтому сегодня, когда арендовать такую технику проще простого, вполне закономерно встает вопрос: как увеличится количество повреждений стопы и голеностопа (и не только), ведь от падений никто не застрахован?
В нашей стране статистика пока не собирается, а вот иностранные исследователи анализируют характер травм пациентов, поступающих в больницы и травмпункты, и проводят оценку их тяжести. О результатах исследований и связи увеличения количества любителей электросамокатов и роста травм — в нашем материале.
Первое исследование, о котором хочется рассказать, — работа клиницистов Вестминстерской больницы Лондона. В течение месяца были собраны и проанализированы данные пациентов, попавших в 3 лондонские больницы из-за травм стопы и лодыжки. Все травмы были связаны с использованием электросамоката, в отчётах обязательно указывались демографические данные (возраст, пол), механизм и обстоятельства получения травмы, описывался ход лечения, делались отметки о его продолжительности и случаях смертности.
Приводятся следующие цифры: всего было выявлено 20 пациентов с травмами выделенной этиологии. Из всех зафиксированных травм 85% приходилось только на травмы стоп и голени. Общее число переломов — 27, у четверых пациентов наблюдались открытые переломы (20%), 9 человек нуждались в хирургическом лечении (это 45% популяции).
При анализе взаимосвязи скорости передвижения и последовавших травм оказалось, что те, кто двигался со скоростью 25 км/ч и выше, значительно чаще нуждались в серьёзном оперативном лечении — 70% по сравнению с 20% от количества пациентов, ездивших с умеренной скоростью. Вероятность открытого перелома также была гораздо выше именно у «гонщиков».
Если экстраполировать эти данные, становится понятен вывод: использование электроскутера может привести к тяжёлым травмам стопы и лодыжки, поэтому необходимо реализовывать надёжные правила и законы, ограничивающие максимальную скорость и требующие ношения защитной одежды. И это данные, полученные в городе, где основной чертой характера людей считается приверженность к строгому соблюдению самых разнообразных правил.
Поняв, насколько непростой оказалась тема, другая группа учёных этой же больницы год спустя провела ещё более развёрнутое исследование, оценив типы травм, связанных с использованием электросамокатов, и степени их тяжести. В ретроспективном анализе рассматривались данные 83 пациентов, собранные за период в 6 месяцев: всего было выявлено 105 ортопедических повреждений. Средний возраст пациентов составил 32 года, 83% из них были мужчинами.
79 (95,2%) пациентов управляли электросамокатами, постардавших среди пешеходов — 4 человека. Отмечено 93 перелома (88,6% от общего числа повреждений), в том числе 12 (12,9%) открытых. Из них 52 (56,0%) — переломы верхней конечности, 39 (41,9%) — нижней конечности и 2 (2,1%) перелома позвоночника и ребер. 25 пациентам потребовалась операция, 29 — госпитализация. При этом отмечается, что защитный шлем использовался лишь в 34% несчастных случаев.
Как видим, с ростом популярности электросамокатов частота травм увеличивается в геометрической прогрессии, страдают не только водители, но и другие участники движения — пешеходы и велосипедисты. При этом только треть пользователей применяют шлемы.
Данные медицинской литературы подтверждают, что голова, верхние и нижние конечности особенно уязвимы при падении или столкновении с электросамокатом, в то время как травмы грудной клетки и живота встречаются реже. Что касается тяжести травм, как правило, большинство зарегистрированных были лёгкими. При этом травмы, полученные при езде на электросамокате, гораздо серьёзнее, чем, например, травмы скейтбордистов, что связано с относительно высокой скоростью движения.
Также отмечается, что падения были основной причиной травм у водителей электроскутеров, и это объясняет, почему превалируют повреждения верхних и нижних конечностей. Падая, мы рефлекторно пытаемся смягчить удар и выставляем вытянутую руку, а попав в опасную ситуацию, пытаемся сойти с самоката, не учитывая его небольшую высоту.
Самые тяжелые травмы, как отмечается в ряде исследований, это травмы головы. Частота их относительно низкая, но высокоэнергетические черепно-мозговые травмы, требующие хирургического лечения, безусловно, выходят за рамки незначительных происшествий и иногда приводят к смертельному исходу.
Несколько советов для любителей мобильного транспорта, которые помогут снизить риск травм:
Статистика говорит, что популярность мобильных электросамокатов растёт год от года, и врачи прогнозируют резкий рост травм и обращений в отделения неотложной помощи.
Эксперты Ассоциации «Лига подиатрии» — травматологи-ортопеды, реабилитологи, ревматологи, неврологи, мануальные терапевты — обеспокоены ситуацией и призывают быть осторожными, соблюдать требования безопасности и правил дорожного движения. Попадая в аварию, мы теряем контроль на секунду, а последствия порой тяжёлые и лечение занимает много времени. Да, к счастью, в большинстве случаев последствия травм лечатся консервативно, но восстановление — это всегда длительный и сложный период.